На этот спектакль ходили Пикассо и Кокто. "Жирофле-Жирофля" - в Театре музыкальной комедии

Петербург". Сейчас же театр радует зрителей премьерой комической оперы Шарля Лекока "Жирофле-Жирофля" в его постановке.

Оперетта, написанная на музыку французского композитора, представляет собой классический образец театральной буффонады, "извлеченной из пыльных парижских тайников XIX века".

Постановка спектакля с участием профессиональных певцов и музыкантов на сцене музыкального театра - это не только уникальный опыт для режиссера драматического театра, но и возможность погрузиться в атмосферу золотой эпохи оперетты.

Геннадий Тростянецкий подчеркивает, что работа над этим спектаклем была для него уникальным опытом, позволившим раскрыть новые грани своего творчества и внести свой вклад в сохранение и популяризацию опереттного искусства.

Геннадий Тростянецкий, режиссер и художественный руководитель театра музыкальной комедии, вспоминает свою победу на фестивале "Золотая маска". Этот монументальный спектакль, представленный в семи номинациях, был весьма драматичным и музыкальным. Однако, "Жирофле - Жирофля" - это не просто музыкальная постановка, а комическая опера, которая завоевала сердца зрителей.

Театр музыкальной комедии был неизвестен Геннадию, и он сам не знал об этом театре. Однако, когда он предложил директору Юрию Шварцкопфу идею постановки "Петербурга" на основе романа Андрея Белого, все изменилось. Геннадий "протанцевал" в кабинете директора весь спектакль и услышал одобрение. Так началась работа над музыкальной мистерией, основанной на сложнейшем романе.

Спектакль "Петербург" стал лебединой песней композитора Георгия Фиртича, которую Геннадий и его команда успешно представили в различных городах за девять лет. В Новосибирске, Екатеринбурге, Будапеште зрители встречали эту музыкальную постановку с восторгом, и общее количество спектаклей достигло 90. Великолепное исполнение, уникальная концепция и талантливая команда позволили этому спектаклю стать настоящим художественным произведением и заслужить признание на международном уровне.

Год назад раздался звонок от главного дирижера театра Андрея Алексеева: "У нас идея: а не поставить ли вам оперетту, чистую оперетту - совершенно легкий жанр, где артисты поют, шутят, и танцуют?". Я с легкостью согласился на это, как оказалось, совсем нелегкое дело - где артисты поют, шутят и танцуют, при этом, заметьте - совсем без микрофонов. А иначе какой же это чистый жанр? И каждый раз - аншлаги, зал встает, устраивает овацию. Но внезапно, как молния из ясного неба, на горизонте возникла фигура, которая заставила всех задуматься - Шарль Лекок? Геннадий Тростянецкий: Действительно - вдруг!

Погружаясь в историю постановок оперы, я обнаружил, что первое представление этой оперы-буфф состоялось в 1874 году в Брюсселе. Затем мне стало интересно узнать о самых запоминающихся постановках этого произведения. В России одной из самых знаменитых стал спектакль, созданный Александром Таировым в 1922 году. Этот яркий и эксцентричный спектакль-эксперимент с драматическими актерами на сцене московского Камерного театра вызвал настоящий шок в Москве. Гастроли в Париже также принесли успех - билеты на спектакль были распроданы, а в зрительном зале можно было увидеть даже таких знаменитостей, как Жан Кокто и Пабло Пикассо.

Зная вас давно, не сомневаюсь, что вы тщательно готовились к работе, дотошно изучив музыкальный материал и либретто. Но помимо этого, погружение в контекст истории постановок может придать вашему исполнению новые глубины и оттенки. Разбираясь в творчестве режиссеров и актеров, вы можете найти вдохновение для интересных художественных решений и интерпретаций ролей. Такой подход позволит вам создать уникальное и запоминающееся исполнение, которое поразит зрителей своей оригинальностью и глубиной.

В молодости я случайно наткнулся на удивительное издание "Художники Камерного театра" 1937 года в букинистическом магазине. Это было настоящее сокровище с яркими цветными репродукциями и эскизами Георгия Якулова к таировскому спектаклю. Разглядывая страницы, я понимал, что мир театра может быть совершенно иным.

Увлеченный этим открытием, я ощущал, что что-то в театральном искусстве должно измениться. Погружаясь в изучение текстов либретто, предоставленных театральной библиотекой, я замечал вялость и недостаток юмора в русских переводах. Это заставляло задуматься о том, каким должен быть идеальный театр для меня.

Именно в такие моменты осознания критические мысли и идеи начинают прорастать в уме, подталкивая к поиску новаторских решений и творческих экспериментов. Возможно, именно в этом поиске лежит ключ к созданию театрального произведения, которое перевернет представление о современном искусстве.

Когда мы начинали работу над либретто для спектакля в 1922 году, мы стремились создать нечто оригинальное и остроумное. Адуев и Арго вложили в текст игру цитатами из мировой драматургии, придавая ему особый шарм. Это было нечто совершенно новое для нашего театра, и мы решили идти по этому пути, сочиняя либретто с тонким вкусом и острым юмором.

Вероятно, именно такой подход определил успех спектакля и привлек внимание зрителей. Мы оставили лишь главных действующих лиц и основную фабулу, создавая сумасшедшую путаницу среди невест и женихов. Это был наш эксперимент, который, к счастью, увенчался успехом.

Когда я работал над либретто вместе с Сергеем Плотовым, мы смогли сочетать наши идеи и таланты, создавая текст, который вызывал у зрителей улыбку и восторг. Наше сотрудничество было насыщено творческими исканиями и вдохновением, что отразилось на качестве и оригинальности нашего проекта.

Геннадий Тростянецкий: Сергей - талантливый поэт, драматург и источник неиссякаемого юмора. Его стихи к пьесе "Любовь и голуби" Володи Гуркина стали настоящим хитом, и сейчас этот музыкальный спектакль покоряет сердца зрителей по всей стране.

Омск, где я в свое время работал, оказался для меня настоящим кладезем талантливых учеников. Среди них был и Сергей, чьи стихи преображают мои спектакли и делают их по-настоящему волшебными.

Мне всегда нужен партнер, с кем вместе создавать тексты и спектакли. Я беру на себя основную структуру и диалоги, но стихи - это область, в которой Сергей является непревзойденным мастером. Его чувство ритма и музыки придают нашим произведениям неповторимый шарм и глубину.

Для нас с Сережей ритм был не просто богом спектакля, а истинным партнером в творчестве, диктуя нам свои законы и вдохновляя на новые идеи. Сочинение сценария становилось настоящим танцем с временем, где каждая нота и каждое движение имели свою значимость. Сотрудничество с художником и хореографом требовало от нас умения слышать и видеть не только собственные идеи, но и вносить свой вклад в общее творческое пространство.

В процессе работы над спектаклем мы стремились создать особую атмосферу, где каждый актер становился не просто исполнителем, а сотворцом своей роли. Важно было не только передать задуманную иронию и гротеск, но и обрести глубокий контакт с персонажем, проникнуться его эмоциями и мотивами. Только так можно было донести до зрителей всю глубину и многогранность спектакля.

Актерам, особенно тем, кто впервые участвовал в нашем проекте, приходилось преодолевать не только технические трудности, но и внутренние барьеры, чтобы стать настоящими художниками своих персонажей. Они должны были уметь чувствовать каждую ноту, каждое движение, каждую интонацию, чтобы создать живой и запоминающийся образ на сцене.

Геннадий Тростянецкий: Начну с того, что в студенческие годы мы решили поставить рассказ Володина "Стыдно быть несчастливым". Несмотря на то, что нам казался Александр Моисеевич недосягаемым, мы все же решились позвонить ему. И вот он приглашает нас к себе домой! Встреча прошла в дружеской обстановке, был чай, разговоры об искусстве. В то время в Театре Ленсовета только что состоялась премьера "Дульсинеи Тобосской", его пьесы в постановке Игоря Владимирова, где играли Алиса Фрейндлих и Михаил Боярский. После такого вдохновляющего опыта мы задумались, не является ли переключение на легкий жанр, наивную "опереттку", своего рода глотком свежего воздуха после серьезных спектаклей по произведениям Льва Толстого и Платонова.

Володин спрашивает: "Как вам спектакль?" Но мы же с курса Товстоногова, у нас нос задран выше лба, а в жилах течет голубая кровь! Он слушал, слушал нас и говорит: "А мне очень понравилось! Простодушный спектакль. А ведь простодушие - это основа театра".

И вот, вспоминая тот момент, я понимаю, что искусство театра - это не только техника и мастерство, но и искренность перед зрителем. Ведь именно через искренность передается энергия и эмоции, которые заставляют зрителя переживать и сопереживать вместе с актерами.

Каждый спектакль, каждое выступление на сцене - это возможность поделиться частичкой себя, своих мыслей и чувств с аудиторией. И именно в этом взаимодействии, в этой искренней передаче эмоций, заключается суть театра, как искусства, способного тронуть сердца зрителей и оставить след в их душах.

В поисках той самой "простоты", которую каждый поэт стремится найти, мы погружаемся в мир "легкого дыхания" и "легкого жанра". Это как воздух, пропитывающий наши творческие усилия, где даже молчание может звучать как музыка.

И как не вспомнить слова Толстого из "Войны и мира" о том, что все великие мысли всегда просты? Эта простота и искренность – ключ к сердцу зрителя.

Наша цель – чтобы зритель с первых моментов спектакля почувствовал соприкосновение с нашим творчеством. Юмор – наш надежный мостик между сценой и зрительным залом. Ведь когда зритель смеется, радуется, узнает себя в персонажах их чудачествах, а иногда даже в их гневе, это как "огромные последствия" нашей работы. Ведь в каждом мгновении, когда замирает сердце зрителя, мы видим отклик нашего творчества, наше стремление донести до него искренние эмоции и мысли. Как в комической опере-оперетте Шарля Лекока "Жирофле-Жирофля", мы стремимся к тому, чтобы каждое выступление оставляло след в сердце зрителя и дарило ему незабываемые впечатления.

Все началось с момента, когда мы решили воплотить в жизнь наши наивные и простодушные идеи. Эти мысли стали основой для нашей работы с актерами, художниками, хореографами, и всеми остальными участниками нашего театрального проекта. Мы втянулись в этот мир творчества и волшебства, где каждый день было наполнено сказочными образами и неожиданными открытиями.

Сотрудничество с дирижером Алексеевым, бутафорами, реквизиторами, музыкантами, костюмерами, хористами, портными, гримерами, балерунами, настройщиками роялей и застройщиками декораций превратило наше творческое пространство в настоящий мир волшебства. Мы создавали не просто спектакли, а целые миры, где каждая деталь имела значение и каждый персонаж ожил на сцене.

И вот, когда мы наблюдали за происходящим на сцене, понимали, что на самом деле мы все вместе творили сказку. В нашем мире были острова, слоны, верблюды, велосипеды, воздушные змеи, пираты, самокаты, парашюты, чудеса, принцессы и даже нестрашные злодеи. Мы возвращались к детству, когда все было возможно, когда мечты становились реальностью на сцене.

И в этом волшебном мире, где взрослые превращались в детей, мы услышали фразу Карлсона: "Он улетел, но обещал вернуться". Это было не просто слова из книги, это было обещание продолжения нашего волшебства, нашей творческой сказки, которая продолжала жить в наших сердцах и душах.

Геннадий Тростянецкий: Мой пятый набор в РГИСИ стал для меня особенным. Вспоминая первый курс в 1996 году, я помню, как случайно стал режиссерским педагогом из-за неожиданной ситуации с отсутствием преподавателя. Ректор Сундстрем и завкафедрой Додин позвонили мне и сказали: "Придется вам взяться". Я согласился и предложил рискованную программу, которая принесла заметные результаты. Наш курс совершил поездку в США, участвовал в совместном проекте с Йельской школой драмы, и поставил спектакль "Ревизор" по режиссерским записям Мейерхольда. Это было значимое событие для нашей театральной школы и института в целом.

Под руководством Геннадия Тростянецкого курс в РГИСИ стал не просто учебным процессом, а настоящим творческим путешествием. Его нестандартный подход к обучению и организации проектов позволил студентам раскрыть свой потенциал и пройти через уникальный опыт. Каждый год курс становился все более популярным благодаря своей инновационности и успешным результатам.

Сегодня Геннадий Тростянецкий продолжает вдохновлять и учить новые поколения студентов в РГИСИ. Его опыт и талант помогают молодым режиссерам обрести уверенность в себе и открыть новые горизонты в искусстве театра.

Будущее нашего театра - это не только вопрос о том, какие актеры будут на сцене, но и о том, какие идеи и ценности они будут нести в массы. Сегодняшние абитуриенты, возможно, не всегда обладают широким кругозором и глубокими знаниями, но это не повод отказываться от надежды на будущее. Имея опыт и знания, я задаюсь вопросом: чему нужно учить молодое поколение, чтобы они стали не только успешными актерами, но и носителями высоких идей и ценностей?

После долгой паузы, в которой театр и жизнь претерпели значительные изменения, вновь поступил звонок от Додина, предлагающий возобновить актерско-режиссерский курс. Аргументы звучали убедительно: успешные выпускники мастерской уже добились значительных успехов в сфере театра, кино и телевидения. Это заставляет задуматься о том, каким будет вклад этих молодых талантов в развитие и трансформацию современного искусства.

Что же касается общественного мнения о сегодняшнем поколении абитуриентов, то оно, возможно, не всегда лестное. Однако, важно помнить, что каждое поколение приносит свои изменения и свежий взгляд на мир. Важно не только учить, но и уметь вдохновлять и направлять молодых людей к творчеству и саморазвитию.

На прошлой неделе состоялся отбор на очень престижный курс, который проводит Геннадий Тростянецкий. На этот раз было подано около 350 заявлений, и лишь 18 человек были приняты. Странно, что в этом году на курсе оказалось столько молодых людей. Среди них есть те, кто мечтал об этом с школьной скамьи, и те, кто принял решение всего месяц назад. Но, как отмечает Геннадий, это не всегда влияет на результат.

Совершенно не так, как могло показаться с первого взгляда, обстоят дела с уровнем образования участников. В прошлом году из двенадцати человек на курсе было аж десять человек с высшим образованием. Сейчас же среди участников много тех, кто только начинает свой путь в этой области. Но это не мешает им быть очень сообразительными и амбициозными.

Интересно, что на курсе собрались ребята со всей страны, а также парень и девушка из Китая, которые, к слову, очень талантливы. Педагогов мастерской поразила эта разнообразная и яркая группа участников. Возможно, именно такое разнообразие и способствует тому, что результаты работы на курсе становятся еще более удивительными и вдохновляющими.

Геннадий Тростянецкий: В современном мире наблюдается интересная тенденция - увеличивается количество молодых парней, желающих заниматься театром и кино. И снова преобладают девушки? Об этом говорят режиссеры театра и кино. Сейчас настало время, когда возможность высказаться не зависит от гендерной принадлежности. У нас наоборот - парней больше.

Экзамены (мы их называем творческие туры) длились две недели и, по сути, содержат в себе весь план дальнейшего обучения, а семестры становятся продолжением вступительных экзаменов. Надо понимать, что "обучение", "учить" - относительные понятия, известно: научить режиссуре нельзя, но научиться можно. Чему? Важно осознать, что путь к профессиональному мастерству в режиссуре требует постоянного самосовершенствования и открытости к новым знаниям. Каждый режиссер должен стремиться к расширению своего творческого кругозора и глубокому пониманию искусства.

Тема: Искусство креативного проявления в неожиданных ситуациях

Начнем с того, что вы оказываетесь в необычной ситуации: вы и другие абитуриенты получаете пословицы вместо билетов на вступительный экзамен. "На воре шапка горит" - вот что написано на вашем билете. Вам предстоит создать короткую сценку на эту тему, и все это за пять минут. Ведь в творческом подходе к заданию может скрываться ключ к успеху.

Итак, ваши соперники тоже получили свои пословицы и начинают работу. Вы решаете включить в сценку элементы юмора, чтобы заинтриговать жюри и создать атмосферу легкости. Подумайте, как можно преподнести пословицу "Горя бояться - счастья не видать" в нестандартном ключе, чтобы выделиться среди других участников.

Завершая свою сценку, вы внезапно осознаете, что пословицы, которые вам выпали, могут нести глубокий смысл. "На воре шапка горит" - не просто фраза, а возможность по-новому взглянуть на свои страхи и проблемы. Ведь в трудные моменты часто скрывается возможность для личностного роста и преодоления трудностей.

И вот, когда время подходит к концу, вы заканчиваете свою сценку с неожиданным поворотом. Последняя фраза звучит: "И тут я понял, что мне пересадили не ту голову". Это вызывает улыбку у жюри и аудитории, оставляя после себя загадочный намек на то, что истинное счастье может быть гораздо ближе, чем кажется.

Во время каждого тура участники испытывали нарастающее напряжение, по мере того, как количество зрителей уменьшалось. Четырем группам, состоящим из пяти-шести человек, было предоставлено всего один день на подготовку десятиминутного спектакля, посвященного небольшим петербургским мостам. Каждая группа выбирала свой мост для творческой интерпретации: Львиный мостик, Банковский и другие.

В конце концов наступил момент коллоквиума, когда участникам предстояло ответить на сложные вопросы. Почему именно режиссура? Сколько персонажей в басне "Ворона и Лисица"? Какие качества в себе они ценят больше всего? И в других людях? Почему предпочтение отдается Печорину, а не Петрову или Сидорову? Что является для них неприемлемым? И, наконец, насколько они согласны с утверждением "Пушкин - наше всё"?

Этот день стал для участников не только испытанием творческого потенциала, но и проверкой их знаний и взглядов на мир и искусство. Каждый вопрос коллоквиума требовал глубокого размышления и анализа, открывая новые грани самопознания и понимания искусства. В конце концов, именно такие испытания помогают участникам вырасти как художники и личности, расширяя их горизонты и помогая им лучше понять себя и окружающий мир.

Представьте себе момент, когда ваши глаза встречаются с глазами ребят за минуту до объявления результатов. В этот день поступившие студенты получили задание на лето под названием "Моя биография". Это задание предполагает рассказ о вашей семье, вашем детстве, юности, первом поцелуе, предательстве, победах. Каждый год на первом курсе мы предлагаем студентам эту задачу: познакомить нас с вашим миром, вашими близкими, вашими историями.

Нырните в историю своей семьи, узнайте больше о своих корнях, о том, что сделало вас такими, какие вы есть. Поговорите с родителями, с бабушкой и дедушкой, с братьями и сестрами. Вспомните свои самые яркие моменты, свои самые теплые воспоминания.

И в конце этого путешествия по своей жизни представьте себе спектакль на десять минут в стиле того театра, о котором вы мечтаете. Без особых декораций, с минимумом реквизита, но с максимумом эмоций и искренности. Ведь как говорил Немирович, для начала нужно просто выйти на сцену и начать играть.

Режиссер - это не просто человек, воплощающий свои идеи на сцене. Это творец, стремящийся к глубокому пониманию человеческой природы и эмоций. В этом процессе режиссеру важно не просто следовать одной системе, но и уметь сочетать различные подходы и методы, чтобы раскрыть индивидуальность каждого актера.

Поэтому, когда студенты спрашивают, по какой системе будет вестись обучение, Геннадий Тростянецкий отвечает, что важно не привязываться к одной конкретной методике, а стремиться к разностороннему развитию творческого потенциала. Ведь каждый ученик уникален, и именно в индивидуальном подходе к нему заключается суть искусства режиссуры.

Как сказал философ Мамардашвили, человек - это постоянная попытка стать человеком. Точно так же и режиссер - это вечная стремление стать настоящим творцом на сцене. И каждый ученик, погружаясь в мир театра и искусства, делает шаг к осознанию своего собственного пути к истинному мастерству.

Осенью, когда природа готовится к зимнему сну, многие задаются вопросом: за что возьмутся в новом сезоне? Геннадий Тростянецкий уже имеет ответ на этот вопрос: за просмотр "Моих биографий". Он утверждает, что каждый участник должен сам понять, что ему удалось, а что еще предстоит совершенствовать. Из этих проб и ошибок должна возникнуть идея о создании обширной работы, охватывающей все аспекты тренингов: движение, вокал, работу с предметом, сценическую речь, пантомиму, актерское мастерство и многое другое.

Перед тем, как приступить к созданию большой работы, необходимо начать с малого - сделать этюд или небольшую сценку. Пустая площадка, белая стена, коврик - только эти элементы и ничего лишнего. Однако именно в этой минимализме должно быть что-то, что вызовет волнение у зрителей. Например, радость и веселье, которые способны донести эмоции от сердца к сердцу аудитории. Таким образом, каждый шаг в творческом процессе имеет свою важность и ценность, ведь именно в деталях скрывается истинное искусство.

В октябре в Москве состоится гастрольный спектакль "Белый. Петербург". Это событие станет ярким культурным событием осени. Показ пройдет на сцене театра "Новая Опера" имени Е.В.Колобова 25 октября.

"Белый. Петербург" - это уникальное театральное представление, в котором зрителей ждут захватывающие сюжетные повороты и высокий профессионализм актеров. Спектакль основан на произведениях известного писателя, и его постановка вызывает интерес у широкой аудитории.

Приглашаем всех ценителей театрального искусства насладиться этим увлекательным спектаклем и окунуться в атмосферу загадочного и прекрасного Петербурга. Билеты уже в продаже, не упустите возможность окунуться в мир театра и литературы вместе с нами!

Источник и фото - rg.ru