Северным регионам еще предстоит раскрыть свой транспортный потенциал

Эти проекты предоставляют уникальную возможность для улучшения транспортной инфраструктуры и расширения логистических возможностей региона.

Однако для успешной реализации этих перспектив необходимо решить ряд проблемных вопросов, связанных с логистикой и инфраструктурой. Важно уделить внимание согласованию интересов всех участников процесса и обеспечить эффективное взаимодействие между ними.

На XIV Международной конференции "Трилогия" (Транспорт. Инвестиции. Логистика), прошедшей на полях ПМЭФ-2024, эксперты отметили, что логистическая сфера Северо-Запада успешно преодолела основные санкционные вызовы и находится на пути к устойчивому росту. Это свидетельствует о потенциале региона для развития логистики и транспортной отрасли.

С каждым годом растет интерес бизнеса к морским маршрутам, связывающим порты Санкт-Петербурга с различными регионами мира. В первом квартале 2024 года грузооборот Большого порта Санкт-Петербург составил 13,4 миллиона тонн, что на 39,7 процента больше, чем за аналогичный период прошлого года. Этот рост объясняется увеличением перевозок в направлении Юго-Восточной и Южной Азии, а также Африканского континента.

С увеличением грузооборота в портах Финского залива, железнодорожные перевозки на Северо-Западе России также стремительно наращивают свои объемы. За первые пять месяцев 2024 года по Октябрьской железной дороге (ОЖД) перевезено 484,1 тысячи груженых и порожних контейнеров ДФЭ (TEU), что в 1,7 раза больше, чем за аналогичный период 2023 года. Этот рост свидетельствует о значительном увеличении транспортных потоков и развитии логистической инфраструктуры в регионе.

Таким образом, развитие морских и железнодорожных перевозок на Северо-Западе России является важным фактором для экономического развития региона и укрепления его позиций на мировом рынке транспортных услуг.

Начальник Октябрьской железной дороги Виктор Голомолзин отмечает, что в загрузке транспортных коридоров, проходящих через Северо-Запад, сохраняется дисбаланс. Это становится особенно заметно в контексте роста перевозок грузов по железной дороге. В них перевезено 5,5 миллиона тонн грузов, что на 1,8 раза больше, чем за тот же срок годом ранее.

Самый большой прирост в перевозках зафиксирован в категориях удобрений (3,4 раза), автомобилей и комплектующих (2,7 раза), нефти и нефтепродуктов (1,8 раза). Это свидетельствует о росте спроса на данные товары и о значимости железнодорожного транспорта в их доставке.

В рамках МТК "Запад-Восток", связывающего Европу с Китаем, за пять месяцев текущего года ОЖД перевезла 211 тысяч контейнеров. Этот показатель является важным индикатором развития транспортной инфраструктуры и потребностей рынка в перевозках между континентами.

С каждым днем контейнерные перевозки автомобильных комплектующих из Китая для "Автозавода Санкт-Петербург" становятся все более популярными и востребованными. Этот успешный опыт уже привлекает внимание других автопредприятий не только в России, но и в Белоруссии. Не только автомобильные комплектующие, но и объемы перевозки рыбы и морепродуктов с Дальнего Востока также значительно увеличились.

Однако, несмотря на все достижения, железнодорожники видят многообещающий потенциал в развитии Северного морского пути. Начальник ОЖД подчеркнул, что логистические мощности для контейнеров, доставляемых через Большой порт Санкт-Петербург по СМП, уже бронируются компаниями за три месяца до отправки судна. Это свидетельствует о растущем интересе к использованию этого маршрута для грузоперевозок и показывает потенциал для дальнейшего развития и увеличения объемов перевозок.

Важно отметить, что МТК "Север - Юг" остается одним из наиболее перспективных транспортных коридоров в новых геополитических условиях. Несмотря на это, пока он не загружен полностью, хотя за первые пять месяцев 2024 года грузооборот вырос на 17 процентов. Этот коридор стал надежной альтернативой для грузоотправителей, позволяя им снизить риски перевозок через Суэцкий канал и Красное море.

Следует отметить, что именно Санкт-Петербург является самой северной точкой МТК "Север - Юг", что делает его ключевым узлом в этой транспортной системе. Этот город стал важным пунктом на маршруте из Европы в Азию, предоставляя новые возможности для торговли и логистики.

По словам Юрия Чижкова, руководителя Северо-Западного отделения Международной академии транспорта, в 2023 году суммарный объем экспортно-импортных перевозок по трем маршрутам МТК "Север - Юг" составил 17,6 миллиона тонн. Это показатель, который, хоть и не является самым высоким, все же говорит о потенциале этого транспортного коридора для развития внешней торговли России.

МТК "Север - Юг" - это важный транспортный коридор, который играет ключевую роль в экономическом развитии региона. Однако, для достижения поставленных целей по увеличению грузопотока до 2035 года, необходимо решить ряд проблем, затрудняющих развитие этого маршрута.

Одной из основных проблем является необходимость модернизации железнодорожной инфраструктуры в ряде стран, включая Россию, Азербайджан, Туркменистан и Иран. Это требует значительных инвестиций и согласованных усилий со стороны всех участников проекта. Низкая пропускная способность каспийских портов также создает препятствия для эффективной работы коридора.

Более того, нехватка грузовых судов и паромов на Каспии ограничивает возможности перевозок и замедляет процесс транспортировки грузов. Это требует разработки стратегии по увеличению флота и улучшению условий для перевозчиков.

Существует также риск столкнуться с вторичными западными санкциями, что создает неопределенность и затрудняет планирование маршрутов и перевозок через регион. Необходимо разработать механизмы защиты от потенциальных санкций и обеспечить стабильность и надежность работы МТК "Север - Юг" для всех участников.

Для российских перевозчиков, привыкших везти товары из Петербурга в Индию морским путем, безопасный сухопутный маршрут через МТК "Север - Юг" может быть не только экономически более выгодным, но и надежным в плане сохранности грузов. Хотя существующая инфраструктура МТК не загружена полностью, многие компании упускают возможность использовать этот путь из-за недостаточной информированности.

Максим Лосев, директор филиала АО "РЖД Логистика" в Санкт-Петербурге, подчеркивает необходимость проведения разъяснительной работы с потенциальными клиентами. Он указывает на важную роль МТК "Север - Юг" в уравновешивании рисков, связанных с морским транспортом. В последние годы морской транспорт стал более подверженным различным факторам, в то время как железнодорожный транспорт всегда отличался надежностью и сохранностью грузов.

Для российских компаний, осуществляющих международные перевозки, важно осознать преимущества сухопутного маршрута через МТК "Север - Юг" и рассмотреть возможность пересмотра своих логистических схем. Повышение информированности о существующих транспортных маршрутах и их преимуществах может способствовать увеличению эффективности и безопасности грузоперевозок.

С ростом грузооборота в южном и юго-восточном направлении новые возможности откроются и на северном конце коридора. Эксперт Лосев подчеркивает важность предоставления клиентам возможности пользоваться сервисом по сбалансированным ценам. Он отмечает, что сегодня наиболее удобным является восточный маршрут МТК, который соединяет Москву, Петербург, Урал и Сибирь с Ираном и портами Индийского океана.

По мнению Лосева, развитие этого коридора также открывает перспективы для увеличения перевозок в страны Восточной Африки и Аравийского полуострова. Важно обеспечить клиентам доступ к этим новым возможностям, предлагая им конкурентоспособные цены и качественный сервис. Поэтому стратегическое планирование и совершенствование логистических процессов играют ключевую роль в развитии транспортных связей и международной торговли.

Северо-Запад России, согласно высказыванию проректора Российского государственного геологоразведочного университета имени Серго Орджоникидзе Юлии Зворыкиной, имеет потенциал стать ключевым транспортным узлом. Она подчеркивает важность соединения МТК "Север - Юг" с СМП и внутренними водными путями страны, что привлекает внимание иностранных партнеров.

В контексте развития транспортной инфраструктуры региона, Юрий Чижков выделяет МТК "Север - Юг" как перспективный маршрут для экспорта традиционных грузов, характерных для Северо-Запада. Он отмечает, что среди таких грузов можно выделить древесину, пиломатериалы, фанеру, бумагу, а также химические удобрения.

По мнению Чижкова, развитие транспортного хаба в данном регионе не только способствует увеличению экспорта, но также создает новые возможности для укрепления торговых связей с зарубежными партнерами.

Санкт-Петербург и Ленинградская область остаются ключевыми регионами России для транспортировки грузов, особенно экспортно-импортных, несмотря на санкционное давление Запада. Вице-президент НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге, Александр Ходачек, подчеркивает важность этого региона и его логистических возможностей. Северная столица также играет значительную роль в формировании российской политики в Арктике.

"Вот два вида грузов, которые надо отправлять, и потребители которых реально находятся в Юго-Восточной Азии и Африке", - говорит Чижков. Петербург, по его мнению, имеет потенциал внести интеллектуальный вклад в развитие транспортного коридора, участвуя в проектировании и строительстве новых судов для Каспийского моря. Это позволит укрепить позиции российского транспорта на международной арене и сделать регион еще более привлекательным для мировой торговли.

Благодаря своим портам и логистическим возможностям, Санкт-Петербург и Ленинградская область могут стать не только транспортным узлом, но и центром инноваций в сфере морских перевозок. Развитие судостроения и транспортной инфраструктуры в этом регионе способствует укреплению экономической позиции России и улучшению ее взаимодействия с другими странами через морские пути.

Важно отметить, что в Петербурге сохраняется высокий уровень подготовки кадров, что является ключевым фактором для обеспечения навигации на всем протяжении Северного морского пути. Как отметил Ходачек, старейшее гидрографическое предприятие и все, что связано с геологией и гидрометеорологией, также сосредоточено в этом регионе. Петербург играет важную роль в стратегическом развитии, с множеством проектов, на 70-80, а то и на 100 процентов связанных с этим городом.

Уникальные возможности петербургского региона будут востребованы не только внутри страны, но и в рамках развития МТК "Север - Юг". Специалисты подчеркивают, что успешная реализация проектов требует внедрения системы интермодальности, которая объединяет железнодорожный, автомобильный, морской и речной транспорт для эффективной координации и взаимодействия.

Система интермодальности станет ключевым фактором в обеспечении сбалансированного и устойчивого развития транспортной инфраструктуры. Важно также отметить, что Петербург имеет все необходимые ресурсы и экспертизу для успешной реализации таких проектов, что делает его стратегическим партнером в развитии транспортных связей на международном уровне.

Источник и фото - rg.ru