Зачем в оставшиеся дни лета идти в Музей искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков

Эти произведения искусства насыщены энергией и таинственностью, оставляя зрителя в восторге от их красоты и загадочности.

Стоит отметить, что каждая выставка, представленная в МИСП, является уникальным произведением искусства, которое раскрывает свою тематику и концепцию через различные проявления художественного творчества. Здесь можно увидеть не только портреты и пейзажи, но и работы, которые беззастенчиво кричат о своей связи с европейским и русским модернизмом.

В Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков постоянно проходят сменяющие друг друга выставки, каждая из которых призвана погрузить посетителя в мир удивительных искусственных форм и сюжетов. Благодаря этому подходу зрители могут каждый раз открывать для себя что-то новое и удивительное, оставаясь в постоянном восторге от разнообразия искусства, представленного в МИСП.

В музее сейчас царит особая атмосфера творчества и памяти. На нижнем этаже представлена выставка работ петербургского художника Николая Сажина, который ушел из жизни пять лет назад. Его работы, вдохновленные тыквами и лягушками, наполнены уникальным символизмом и глубоким смыслом. Посетители могут погрузиться в мир его творчества и ощутить его настоящее присутствие через каждую кисть и штрих.

Следующий этаж, с антресолью, посвящен двум волгоградским "модернистам" - Петру Зверховскому и Глебу Вяткину. Эти талантливые художники, покинувшие нас несколько лет назад, оставили после себя наследие, которое продолжает вдохновлять и волновать. Их работы, наполненные смелыми идеями и экспериментами, приглашают зрителей на увлекательное путешествие в мир искусства и воображения.

Между этими двумя выставками расположились работы петербургской художницы Коринны Претро. Ее рисунки, созданные с любовью к деталям и тонким чувством красоты, приглашают зрителей на интимное знакомство с ее творческим миром. Каждая линия и оттенок в ее работах открывают новые грани восприятия искусства.

И не стоит забывать о временной экспозиции каменных скульптур Льва Сморгона, которая встречает посетителей во дворике музея. Эти произведения живого 95-летнего классика напоминают о вечности и красоте искусства, которое переживает время и оставляет след в сердцах зрителей.

Художественные произведения, выполненные на открытом воздухе, всегда вызывают особый интерес у зрителей. Они словно выступают в роли обособленных объектов, обращая на себя внимание своей необычной формой и содержанием.

Например, работы Николая Сажина, который в своем творчестве смело сочетает библейские мотивы с образами подсознания и фрейдизмом, содержат отсылки к эпохе Возрождения с его изображениями атласов человеческого тела. Выставка "антимиры Николая Сажина" предлагает зрителям разнообразные варианты восприятия: кто-то пройдет мимо картин, а кто-то углубится в их мир и испытает чувство благодати, вызвав "отыквление" в душе. Независимо от того, как кто-то отнесется к произведениям Сажина, нельзя не признать его уникальный стиль и самобытность в искусстве.

В самом сердце Санкт-Петербурга, в знаменитом "Манеже", сейчас развернулась уникальная выставка, посвященная необычному искусству питерского андеграунда. Это место, где каждый посетитель может найти что-то свое, что-то удивительное и неповторимое. И среди этого разнообразия выделяется картина Сажина, которую невозможно спутать ни с чем другим.

Не менее захватывающей является выставка работ Петра Зверховского и Глеба Вяткина, озаглавленная "Жизнь наполняя красотой". Эти два художника создали свои собственные "антимиры" в искусстве, где каждая картина становится отдельным миром, не поддающимся легкому пониманию. Именно в этом заключается их уникальность и привлекательность.

Стоит отметить, что выставки в "Манеже" всегда вызывают интерес у ценителей искусства. Это место, где можно окунуться в мир творчества и вдохновения, где каждая картина, каждый экспонат рассказывает свою удивительную историю. В такой атмосфере легко забыться и погрузиться в мир искусства, оставляя за порогом суету и повседневные заботы.

На выставке, где собраны портреты в стиле Матисса, Пикассо, Пиросмани и пейзажи, вдохновленные французскими модернистами, каждая картина словно рассказывает свою уникальную историю. Погружаясь в композицию, напоминающую о Шагале, и восхищаясь поклоном европейскому "наивному искусству", ты ощущаешь себя частью культурного путешествия сквозь времена и стили.

Однако, несмотря на разнообразие искусства, представленного на выставке, возникает ощущение усталости и недопонимания. Возможно, потому что каждая картина переносит тебя в отдельную эпоху и стиль, вызывая волнение и восторг, но и оставляя много вопросов без ответа.

Посещение этой выставки подобно путешествию во времени, когда советской публике только начинали открываться двери в мир западного искусства. Каждая картина, каждый шаг советских художников в изучении нового языка искусства были каким-то чудом, открывающим новые горизонты и перспективы. Вспоминая выставку Пикассо, можно почувствовать ту законную радость и возбуждение, которые сопровождали каждый шаг в познании нового и неизведанного.

Когда Претро и Сергуненков встретились, оказалось, что оба мечтают о жизни летом в деревне. Именно поэтому им пришлось приобрести дом, и судьба повела их в "неперспективную", уже почти забытую деревню Шантилиха в Псковской области. Здесь супруги прожили два десятилетия, пока их дом не сгорел, после чего им пришлось переехать в деревню Воронич, расположенную неподалеку от пушкинского Тригорского.

Но здесь, на верхнем этаже с антресолью, уныло бродят среди герметичной, однообразной (при всех ее "референсах"), большей частью безжизненной живописи, не понимая, какими внутренними щупальцами к ней подступиться. В поисках вдохновения и новых идей, они приступили к реставрации старых домов и созданию уютных садов вокруг них.

Эти перемены принесли им не только новые знания и навыки, но и глубокое понимание того, что истинная красота и удовлетворение могут быть найдены в самых неожиданных местах. В их деревне расцветали яркие цветы и весело щебетали птицы, напоминая о том, что жизнь полна удивительных возможностей, даже там, где кажется, что нет ничего, кроме пустоты.

В творчестве Претро за последние годы преобладают изображения, лишенные деталей лиц, но наполненные символикой и архетипами. Эти человеческие фигуры, занимающиеся повседневными делами - от сбора урожая до общения за столом, обретают на рисунках архаичные черты. Мужчина, женщина, баба, лошадь, кошка, дерево, земля, озеро Милутка... Все они становятся частями этого удивительного мира, стремящегося к простым и универсальным истинам, характерным для наивного искусства, древнерусского искусства, иконы, лубка.

Претро откровенно выражает свое восхищение перед этими древними традициями и символами. В ее замечательной книге "Записки художника", выпущенной в прошлом году, можно найти выдержки, которые сопровождают ее работы, добавляя им новые слои значений и интерпретаций. В этих фрагментах текста раскрываются мысли и чувства автора, что делает их не просто комментарием, а настоящим продолжением искусства, которое она создает.

После 12 лет обучения в Академии художеств, Претро описывает свой опыт, говоря, что она стала стремиться к примитивизму. Этот стремительный поворот в ее творчестве был заметен в ее работах, включая фрагмент: "Дом был старый, с провалившимися полами, все в нем покосилось, не было ни одного прямого угла, а потому мои рисунки, сделанные в нем, даже заподозрили в кубизме".

Следуя словам Северянина, Претро отмечает, что ее душа стремится к простоте и примитивизму после долгих часов академического рисунка. Этот новый подход привел к тому, что ее работы стали более свободными и выразительными, отражая новое "легкое дыхание", которое стало ключевым моментом на ее выставке.

Искусство Претро - это не просто рисунки на бумаге, это отражение ее внутреннего мира, ее философии и взгляда на жизнь. В одном интервью Претро процитировала филоновскую ученицу Татьяну Глебову, говорившую, что "нужно каждый день вешать своего академиста, любить своего дурака, беречь в себе дикаря". Эти слова стали ключом к пониманию ее творчества.

То примитивистское, народное, лубочное искусство, что проступает у Претро, оказывается глубоко и нежно прочувствованным ею и пропущенным через себя. Ее работы не стремятся понравиться зрителю с первого взгляда, они требуют внимательного взгляда и погружения в атмосферу, которую она создает.

Заведомая упрощенность формы тонко передает настроение, словно каждая линия и цвет на холсте - это отголосок ее внутреннего мира. Рисунки Претро не стараются броситься в глаза, они скорее скрыты, закрыты от посторонних глаз, но именно в этой таинственности заключается их притягательность.

Они аутичны, тусклы, но внезапно прорывается какой-то яркий, красочный штрих, который словно оживляет всю картину и заставляет зрителя увидеть красоту в деталях. Это настоящее ликование цвета, которое пронизывает каждую ее работу и делает ее уникальной.

Живопись на простой крафтовой бумаге не только передает беззащитность перед временем, но и олицетворяет уходящую в прошлое деревню, становясь своего рода хроникой жизни и источником вдохновения. Каждая картина, каждый штрих художника продлевает жизнь этой уединенной местности, заставляя нас взглянуть на нее с новой перспективы.

Помимо этого, работы художников, посвященные жизни в деревне, становятся частью современных выставок, отражающих важность сохранения связи с природой и историей. Выставки, такие как "Вот моя деревня" Марины Азизян в галерее "Борей" в Петербурге, и "Коломяжская утопия" Александра Позина и Марины Спивак в МИСПе, погружают зрителя в атмосферу умиротворенности и творчества, которые присущи жизни в деревне.

Эти выставки не только показывают красоту и уникальность деревенской жизни, но и призывают нас задуматься о ценности простоты, спокойствия и близости к природе. В работах художников мы видим не только отражение деревенской реальности, но и прикосновение к душе этого уединенного уголка, который так важен для сохранения нашей внутренней гармонии.

В мире искусства каждый художник имеет свое видение окружающего мира. У Коринны Претро, например, это видение деревни, которую она стремится запечатлеть своим уникальным взглядом и сохранить от забвения. Ее работы наполнены нежностью и теплом, отражая красоту уходящей природы.

Не менее важно и то, что другие талантливые художники тоже делятся своим видением мира через свои произведения. Выставки "Антимиры Николая Сажина", "Жизнь наполняя красотой" Петра Зверховского и Глеба Вяткина, а также "Легкое дыхание" Коринны Претро будут открыты до 11 августа, а выставка "Пластическая мелодия" Льва Сморгона продлится до 29 сентября. Посетители смогут насладиться разнообразием творческих подходов и вдохновиться красотой искусства.

Источник и фото - rg.ru