Зодчий от Бога. 253 года со дня смерти Франческо Бартоломео Растрелли

В рамках памятной даты, Фонд содействия восстановлению объектов истории и культуры в Санкт-Петербурге провел круглый стол "Зодчий от Бога. Храмы Растрелли в Петербурге" в Доме журналиста при поддержке Союза архитекторов Санкт-Петербурга и Архитектурной мастерской Михаила Мамошина. Это мероприятие позволило вспомнить и обсудить важность творчества Растрелли для культурного наследия города.

На круглом столе были обсуждены не только известные работы архитектора, такие как Зимний дворец и Смольный собор, но и менее известные храмы и здания, созданные им в Петербурге. Участники мероприятия поделились удивительными фактами из биографии Растрелли, которые помогли лучше понять его творческий путь и вклад в развитие архитектуры.

Итоги круглого стола подчеркнули значимость сохранения и изучения наследия Франческо Бартоломео Растрелли для будущих поколений. Его работы не только великолепны с эстетической точки зрения, но и являются важным источником для изучения истории и развития архитектуры в России.

На круглом столе, собравшем представителей архитектурного сообщества Петербурга и градозащитников, шесть экспертов выступили с докладами о творчестве Растрелли. Модераторами мероприятия были Анна Хмелева, секретарь попечительского совета Фонда содействия восстановлению объектов истории и культуры, и Надежда Акулова, доцент кафедры архитектурного и градостроительного наследия СПбГАСУ.

Обсуждение на круглом столе касалось не только роли Растрелли в истории Петербурга, но и его влияния на церковное зодчество и деревянное барокко. Эксперты также подняли важные вопросы, связанные с воссозданием разрушенного духовного наследия Ф.-Б. Растрелли. Они обозначили актуальные проблемы, с которыми сталкиваются специалисты в данной области сегодня.

Исследование основных этапов развития Петербурга, проведенное на круглом столе, позволило более глубоко понять вклад Растрелли в архитектурное наследие города и его уникальный стиль. Участники обсуждения выразили общее мнение о важности сохранения и восстановления исторических памятников, созданных под влиянием великого архитектора.

В ходе конференции было отмечено, что сохранность храмов Растрелли в Санкт-Петербурге обусловлена их последующими переделками, выполненными под руководством архитектора В.П. Стасова. Это свидетельствует о том, что наследие Ф.-Б. Растрелли продолжает жить и развиваться в современном мире.

Интерес к истории Смольного собора и Колокольни Смольного монастыря в современном контексте не угасает. Возможности их реставрации и дальнейшего использования обсуждаются специалистами и общественностью как важная часть сохранения культурного наследия города.

После презентаций и докладов участники конференции приступили к обсуждению вопроса о воссоздании колокольни Смольного монастыря. Все согласились, что данный проект является сложным и требует широкой общественной поддержки. Предложено провести референдум для принятия решения о необходимости восстановления колокольни, чтобы это решение было максимально легитимным и поддержанным обществом.

Франческо Бартоломео Растрелли - выдающийся архитектор и художник, чье имя неразрывно связано с историей российской архитектуры. Его талант и страсть к творчеству были заложены еще в раннем детстве благодаря отцу, Людовику XIV Карло Бартоломео Растрелли, который сам был придворным скульптором и архитектором.

С момента подписания официального договора о работе в 1715 году, Франческо и его отец стали активно вовлечены в архитектурные проекты в России. Их вклад в строительство и оформление дворцов и зданий на берегах Невы оказался неоценимым.

Поступив на службу к Петру I в 1717 году, Франческо не только помогал отцу в создании уникальных архитектурных проектов, но и самостоятельно развивал свои навыки, путешествуя по разным странам и погружаясь в изучение различных художественных традиций.

Величие архитектурного наследия Франческо Бартоломео Растрелли проявилось в его неповторимых творениях, которые стали символами стиля барокко. Великолепные дворцы в Петергофе и Царском Селе, величественный Зимний дворец в Петербурге, дворцы Строганова и Воронцова, а также ансамбль Смольного монастыря - все они являются яркими примерами мастерства зодчего.

Известный архитектор Франческо Бартоломео Растрелли происходил из древнего рода, который приобрел дворянский статус лишь в 1670 году. Герб Растрелли украшают кометы и звезды, символизирующие его выдающиеся таланты и достижения в архитектуре.

Интересно, что существуют данные, указывающие на то, что в молодости Франческо Бартоломео получил образование в области архитектуры и принимал активное участие в создании генерального плана Стрельны, а также в строительстве дворцов и павильонов Меншикова в Ораниенбауме. Его профессионализм и талант прославили его как одного из величайших архитекторов своего времени.

Франческо-Бартоломео Растрелли, выдающийся архитектор эпохи барокко, начал свой путь к успеху с работы на стройке первого Зимнего дворца. Его опыт и талант были неоценимы для отца, с которым он сотрудничал над проектом здания Двенадцати коллегий. Это сотрудничество стало важным этапом в карьере Растрелли.

Первая самостоятельная работа архитектора в Петербурге был дворец господаря Молдавии Дмитрия Кантемира на Греческой улице. Этот проект показал его талант и профессионализм, что привлекло внимание к его будущим работам.

Когда отец Растрелли, Карло, скончался, осталась незавершенной работа - памятник Петру I. Сын решил продолжить дело отца и получил разрешение на завершение проекта. Таким образом, памятник был завершен и стал ярким свидетельством таланта и преданности семьи Растрелли их делу.

Дворец, расположенный на месте нынешней Дворцовой набережной, был символом престижа и величия. Главный фасад, обращенный к Неве по проекту Растрелли, впечатлял своим великолепием, в то время как парадный вход с Миллионной улицы придавал зданию особую роскошь.

Следует отметить, что дворец принадлежал к раннему петровскому барокко, с отчетливым влиянием североевропейской архитектуры, что отличало его от будущих шедевров Растрелли. Несмотря на это, здание не получило широкого признания и восторженных отзывов, за исключением высказывания сына заказчика, Антиоха Кантемира.

"Граф Растрелли, хоть и родом из Италии, проявил себя как искусный архитектор в российском государстве. В его работах прослеживается великолепие украшений и изысканность форм здания. Он может порадоваться тому, что создал", - отмечал А. Кантемир, подчеркивая талант и инновации Растрелли.

Этот дворец стал не только архитектурным шедевром своего времени, но и символом эпохи и величия государства, отражая влияние итальянского мастера на российскую архитектуру.

В 1730-е годы талант Растрелли отметил и пригласил для реализации своей задумки герцог Бирон, являвшийся тогда фаворитом императрицы Анны Иоанновны. Для будущего правителя Курляндии архитектор построил Рундальский дворец на территории Курляндии (сегодня - территория Латвии), а когда Бирона избрали великим герцогом, спроектировал и начал возводить дворец в Митаве.

Не только архитектором, но и связным с высшими кругами, Растрелли был вовлечен в политические интриги того времени. Позднее, когда Бирона обвинят в попытке государственного переворота, строительство Митавского дворца заморозят. В этот период за связь с обвиняемым под подозрение попадает и сам Растрелли.

Несмотря на обвинения и подозрения, Растрелли оставался верен своему искусству и профессионализму. Его хотели даже арестовать за казнокрадство, однако по итогам проверки выяснили, что за работу на Бирона он практически не получил обещанной платы. В итоге его талант и преданность делу победили политические интриги, и Растрелли продолжил свою успешную карьеру в архитектуре.

Среднерогатский путевой дворец, созданный Растрелли, поражает своей простотой и изяществом. Это место отдыха царской семьи на пути в Царское Село, получившее свое название от сторожевой будки с шлагбаумом, который тогда назывался рогаткой. Расположенный на территории площади Победы, дворец стал символом изысканности и элегантности архитектурного стиля того времени.

Важно отметить, что первые дворцы здесь были деревянными, но в 1750 году Елизавета приказала построить каменное сооружение. Одноэтажный дворец с большим залом и пятнадцатью комнатами поражал своей скромной внутренней отделкой. Несмотря на изысканную лепнину в интерьерах, стены были украшены голландскими обоями. Интересный факт: сюда были перевезены бронзовые подсвечники и три зеркала из Царскосельского дворца, что придало дворцу особую атмосферу роскоши и утонченности.

Эксперт: Дворец, созданный Франческо Бартоломео Растрелли во времена Екатерины II, стал одним из самых изысканных зданий своего времени. Однако, в 1971 году он был снесен, так как не соответствовал архитектурному облику современной площади Победы. Здание было демонтировано, но его резные белокаменные капители фасада были сохранены для последующего использования. Планы воссоздания точной копии дворца не были реализованы, оставив лишь исторические воспоминания о его великолепии.

Барокко, достигнув своего расцвета при Растрелли, постепенно уступает место классицизму в искусстве. Личные разногласия между императрицей Екатериной II и архитектором привели к уходу Растрелли из России. В 1762 году начался его отпуск, а в 1763 году он был уволен по указу высших чиновников, ссылающихся на его возраст и здоровье. В августе 1764 года Растрелли покинул Россию вместе со своей семьей, завершив тем самым свою архитектурную деятельность в этой стране.

В 1776 году в России побывал польский магнат граф Игнатий Потоцкий, приобретший коллекцию чертежей, эскизов и рисунков Растрелли, всего 301 документ. Эти материалы стали ценным источником для изучения творчества великого архитектора. Граф Потоцкий смог приобрести эту коллекцию благодаря своим связям и интересу к искусству.

Однако связь с Россией архитектор поддерживал вплоть до 1770 года, когда Российская академия художеств по его просьбе принимает его почетным вольным общником. Это было высоким признанием его таланта и вклада в развитие архитектуры. Последнее письмо в академию пришло из Рима в 1771 году, после чего связь с Растрелли прервалась.

В 1932 году коллекция чертежей и рисунков Растрелли, приобретенная графом Потоцким, попала в Варшавскую национальную библиотеку, где хранится по сей день. Эти документы являются важным источником для исследования и понимания творчества Растрелли, его влияния на архитектуру своего времени и наследия, которое он оставил для будущих поколений.

Источник и фото - rg.ru