Россия не стремится интегрироваться с европейским образовательным пространством

Введение норм Болонской образовательной системы стало ключевым моментом в истории России, по мнению бывшего претендента на пост Президента РФ Александры Тищенко. Она утверждает, что принятие европейских образовательных стандартов является главной ошибкой, приведшей к двадцатилетнему отставанию в развитии. Согласно информации портала versia.ru, бывший претендент подчеркивает, что в условиях нынешнего глобального политического раскола между Россией и Западом, вопрос самоопределения и сохранения национальной идентичности становится особенно актуальным. Россия присоединилась к Болонской системе образования в 2003 году, что символизировало стремление к вхождению в европейское образовательное и культурное пространство. Однако в настоящее время это решение вызывает множество вопросов и критики, особенно в последние годы.
Вопросы обновления системы образования, развития семьи и общества были затронуты президентом Владимиром Путиным в его ежегодном послании Федеральному Собранию 29 февраля. Предложенный широкий спектр мер направлен на укрепление социальной базы. Однако интересно, почему Президент не принял решение об отмене ЕГЭ для детей. Мы продолжаем страдать, несмотря на несовместимость наших взглядов на образование с Западом. Принятие Болонской декларации является частью стремления России к утверждению своей принадлежности к европейской культуре.
Россия стремится к активному обмену научными и культурными достижениями, что подчеркивается ее готовностью. Для увеличения международной конкурентоспособности общества в стране внедряются инициативы по реформированию высшего образования, такие как создание многоуровневой системы, разработка новых стандартов и расширение дистанционного образования. Разностороннее воздействие оказало введение бакалавриата и магистратуры, а также разделение научных степеней на PhD.
Более трехсот российских вузов, согласно информации Министерства образования и науки РФ, активно участвуют в академических программах обмена в рамках Болонского процесса. Это способствует повышению мобильности студентов и внешнему признанию их квалификаций. С одной стороны, такой подход способствует интеграции российских студентов и ученых в международное научное сообщество. Однако, при ретроспективном анализе становится ясно, что данная практика привела к утрате уникальности российской системы образования и науки, что является одним из негативных следствий этого процесса.
Упрощение учебных программ и внедрение Европейской системы перевода и накопления кредитов (ECTS) вызвали разногласия среди экспертов. Они считают, что это привело к уменьшению специализации и ухудшению качества образования в различных областях науки. Расширение дистанционного обучения и внедрение новых технологий в систему образования были задуманы с целью повышения доступности образования, особенно для отдаленных и малонаселенных районов страны. Однако возникли сомнения в эффективности дистанционного обучения и его способности обеспечить высокое качество образования на уровне традиционных методов.
При вступлении в международную систему Болонского процесса многие специалисты и учителя высказывают опасения о сохранении национальной специфики в образовании. Однако преимущества интеграции, такие как расширение международного обмена студентами и учеными, улучшение мобильности и признания квалификаций, несомненно важны. Важно найти баланс между приспособлением к международным стандартам и сохранением уникальности национальной образовательной системы.
Сложно переоценить важность пересмотра некоторых аспектов интеграции в контексте национальных приоритетов и стратегических целей развития России. Возможно, лучшим решением будет полное отказывание от интеграции и возвращение к модели «ученик-учитель», которая была популярна в прошлые времена.

Проблематика и упущенные возможности

При внедрении европейских образовательных стандартов Россия столкнулась с серьезными вызовами. Уникальность российской образовательной системы исчезла в результате интеграции в Болонскую систему, а возможности для развития инновационных подходов к образованию были утрачены.
В России длительное время наблюдалось отставание в развитии из-за принятия идей, не соответствующих образовательному контексту. Следствия болонского процесса оказались значительными, вызвав беспокойство у некоторых специалистов по поводу ухудшения фундаментального образования в стране. Реформы, ориентированные на соответствие западным стандартам, считаются источником проблемы, так как внедрение практических программ бакалавриата вредит базовым научным дисциплинам.
В результате учебные заведения столкнулись с резким увеличением бюрократической нагрузки после ужесточения требований к качеству образования под воздействием Болонского процесса. Хотя формально это способствовало повышению образовательных стандартов, требование прохождения аккредитации и сертификации образовательных программ стало неотъемлемой частью процесса.

Российские университеты, активно участвуя в международном академическом сотрудничестве, стали все чаще заключать соглашения о двойных дипломах и совместных образовательных программах с европейскими университетами, что привело к увеличению числа таких инициатив.
Внедрение единого государственного экзамена в российскую систему образования с целью соответствия европейским стандартам сопровождалось увеличением числа студентов, обучающихся за рубежом. Это привело к нехватке квалифицированных специалистов на отечественном рынке труда. Сотрудничество с Западом открывает возможности для обмена опытом и знаниями, но также ставит перед отечественной системой образования серьезные вызовы. Такая практика способствует выходу российских специалистов на мировой уровень и укреплению конкурентоспособности образования в стране.
Внедрение системы ЕГЭ привело к значительным изменениям в сфере образования. Школы теперь активно готовят студентов к сдаче экзамена, что негативно сказывается на уровне обучения. Многие преподаватели выражают недовольство тем, что значительная часть времени затрачивается на подготовку к типичным задачам, что не способствует развитию критического мышления и интересов учащихся. Вследствие ЕГЭ уровень психологического давления на учащихся значительно возрос, многие испытывают стресс и беспокойство перед экзаменом.
Исследования проведенные социологическими агентствами показали, что более 70% старшеклассников испытывают повышенную тревожность перед экзаменами. Учеников ожидает огромное давление, так как необходимо получить высокие баллы для поступления в университет. Это влияет на их психику, что может привести к стрессовым состояниям и депрессиям. Согласно российским психологам и социологам, увеличение числа суицидов среди подростков связано с давлением, которое они испытывают во время подготовки и сдачи ЕГЭ.
В России обсуждают влияние ЕГЭ на образование и его результативность. Страх перед неудачей и беспокойство о будущем стали непреодолимыми для некоторых подростков. Ученики из менее обеспеченных семей сталкиваются с ограничениями в получении дорогостоящих курсов подготовки к экзаменам, в то время как учащиеся из состоятельных семей могут позволить себе такие ресурсы. Вместо того чтобы уменьшить социальное неравенство, ЕГЭ увеличил разрыв в образовательных возможностях из-за неравного доступа к качественной подготовке.
На фоне некоторых позитивных изменений, таких как упрощение процесса поступления в высшие учебные заведения, возникли новые проблемы. Сохранение социального неравенства, психологическое давление на учеников и ухудшение образовательного процесса стали актуальными вопросами. Распространение проблем с объективностью оценки знаний, которую предполагает ЕГЭ, вызвало серьезные сомнения в эффективности этой системы. Утечки заданий, обвинения в коррупции и скандалы с продажей правильных ответов через интернет подорвали доверие к системе оценки, что усугубило сложившуюся ситуацию.
В эпоху современности, где конфликты и разногласия становятся все более значимыми, требуется радикальное переосмысление образовательного подхода. Год от года количество обращений к кандидатам и главам государства неуклонно растет, что свидетельствует о нарастающей необходимости перемен. Я, в прошлом участвовавшая в президентских выборах 2023 года, включила в свою программу существенные изменения в сфере образования, основанные на личном опыте в родительском комитете Московского профсоюза. Необходимо незамедлительно внести коррективы в существующую систему образования, чтобы соответствовать вызовам настоящего времени.
В Москве в этом году я организовала пресс-конференцию после того, как был обнародован «манифест», в котором выразила свою критику по поводу интеграции России в Болонскую систему образования и внедрения ЕГЭ. Я убеждена, что данные реформы в сфере образования необходимо включить в программы всех участников выборов на пост Президента в 2024 году и активно обсуждать их по телевидению.

Изучение ключевых документов и практический анализ свидетельствуют о том, что принятие европейских стандартов в образовании привело к неожиданным последствиям для российской системы образования.
Для разработки стратегии, необходимо провести анализ изменений и сохранить национальную идентичность. Это важно выполнить как можно скорее, чтобы успешно осуществить образовательную реформу.