В Петергофе завершен очередной этап реставрации собора Петра и Павла

Он напоминает знаменитые храмы Москвы и Санкт-Петербурга, создавая яркое и живописное впечатление.

Но мало кто знает, что много лет назад этот храм был в ужасном состоянии: без крестов, с ободранными куполами, окруженный мусором и разрушениями. История его восстановления и преображения поражает воображение.

Елена Павловна Логунова, бывший председатель общественной организации "Возрождение Петергофа", рассказала мне о том, какие испытания пришлось пройти этому храму. Его история наполнена трудностями, но история его возрождения - это настоящий подвиг и победа духа.

Начало строительства Петергофского собора Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла было вызвано нехваткой места в старом храме для всех верующих, что привело к обращению горожан к императору Александру III. Император лично выбрал место для нового храма в центре города возле пруда и организовал конкурс среди архитекторов.

Проект для Петергофского собора был разработан Николаем Владимировичем Султановым, который не только был талантливым архитектором, но и искусствоведом, историком архитектуры, реставратором и преподавателем. Его многогранный талант и опыт в области архитектуры позволили создать уникальное и величественное здание собора.

Султанов не только строил Петергофский собор, но и занимался реставрацией и строительством зданий в различных городах России. Его вклад в архитектуру страны остается значительным и незабываемым, а Петергофский собор стал ярким примером его мастерства и творческого подхода к проектированию храмов.

Архитектор Султанов, начавший работу над будущим собором в Петергофе, в первую очередь создал раскрашенный макет из гипса, который понравился новому царю Николаю II. Это стало отправной точкой для начала строительства в 1894 году. Султанов не только использовал последние достижения технического прогресса в процессе строительства, но и уделял особое внимание комфорту и удобству как для священнослужителей, так и для прихожан. Он считал, что "человеку в храме должно быть просторно, тепло, удобно и светло".

Важным моментом было освящение этого великолепного памятника церковного зодчества в июне 1905 года в присутствии императорской семьи. Император Николай II отметил в своем дневнике, что храм прекрасен как снаружи, так и внутри. Этот собор, выполненный в "неорусском" стиле, стал ярким примером сочетания красоты и функциональности, а также символом современности и уважения к традициям.

В истории Петергофского собора, также известного как Петропавловский, после революционных событий наступили трудные времена. В 1921 году на его куполе был устроен наблюдательный пункт за кронштадтским мятежом. Сложная ситуация в стране привела к тому, что некоторые предлагали взорвать собор во время борьбы с религией. Однако, в 1934 году его просто закрыли и превратили в склад, лишив его священных атрибутов. Кресты, колокола, иконы были удалены, а главы собора лишились позолоченной облицовки.

Несмотря на разрушения, Петергофский собор уцелел до начала войны, когда немцы вошли в Петергоф и начали разрушение уникальных дворцов и скульптур. Вместо взрыва собора, его превратили в казарму и столовую, использовав здание в своих военных целях. Это был еще один период испытаний для исторического здания, которое пережило множество изменений и угроз.

Величественный собор Петра и Павла в Петергофе стоял как символ непоколебимости и выдержки во время войны. На самом верху оборудовали наблюдательный пункт для корректировщика: с верхней точки собора хорошо просматривался Кронштадт и Ленинград. Фашистские снаряды били точно в цель, стремясь уничтожить эту важную точку. Но даже разрушенная стена колокольни не смогла сломить дух собора, который остался стоять. Наши моряки из Кронштадта смогли защитить его прямой наводкой, не дав фашистам уничтожить священное место.

Когда жители Петергофа вернулись в свой освобожденный город, они увидели, что весь город лежал в руинах, но собор Петра и Павла все еще возвышался среди развалин. Он стоял без крестов, с ободранными куполами, с выбитыми стеклами и разрушенной стеной, но несмотря на это, он продолжал внушать уважение и восхищение. Необходимость в реставрации была очевидна, как и в случае со всем городом, но финансовых средств на восстановление было недостаточно. Величие и историческая ценность собора требовали особого внимания и усилий для его восстановления после войны.

Михаил Дмитриевич Филонов, заместитель председателя Ленгорисполкома, внезапно появился на хозяйственном совещании города. Собор в Петергофе долгое время ждал своей очереди на восстановление, но когда Филонов вступил в разговор, все изменилось. Бывший морской офицер, он рассказал о своем личном опыте войны и обязался помочь в возрождении храма.

Филонов поделился воспоминаниями о службе в Кронштадте и о том, как ему пришлось вести огонь по храму во время войны. Его слова о том, что теперь настало время возродить собор, вызвали волну поддержки и вдохновили всех присутствующих.

После разговора на совещании, мне удалось найти и пообщаться с Филоновым лично. Он подробнее рассказал о своих планах по восстановлению собора и о том, как он видит будущее этого исторического памятника. Его решимость и преданность идее возрождения храма впечатлили меня глубоко.

После многих лет тяжелого переживания Филонов наконец узнал от своего друга о том, что собор, который он так любил, был обстрелян двумя нашими линкорами - "Марат" и "Октябрьская Революция". Это был для него настоящий удар, ведь собор не только символ веры, но и великолепный образец архитектуры. Как же так могли позволить себе наши снаряды поразить его красоту?

Филонов, несмотря на все трудности, решил взять инициативу в свои руки и обещал восстановить собор. Благодаря его настойчивости и усилиям, руководители исполкомов выделили средства и материалы на реставрацию. Началась работа по возведению строительных лесов, а группа "Реставратор" под руководством заслуженного архитектора Евгения Павловича Севастьянова принялась за восстановление собора.

Первые чертежи были готовы к 1974 году, и все шло как по маслу. Однако внезапно все остановилось - средства иссякли, и собор продолжал стоять в лесах, ожидая своего величественного воскрешения. Но Филонов не собирался сдаваться и уже задумывал новые способы привлечь внимание к этому важному делу.

В преддверии Олимпийских игр 1980 года, город ожидал прибытия иностранных гостей, и это стимулировало дополнительные усилия. Для финансирования проекта были найдены необходимые средства, и работа вновь набрала обороты. Сроки стали еще более жесткими, требовалось все сделать быстрее. В первую очередь была восстановлена обстрелянная стена, после чего началась установка новых латунных крестов на пять заблестевших позолоченных куполов. Русские кузнецы, опираясь на найденные чертежи, изготовили великолепные копии узорчатых крестов с особыми завитками, лучами и звездами. Весьма внушительный главный крест весил целых 400 килограммов, что подчеркивало его важность и значимость для города.

После долгих усилий и тщательной подготовки, кресты были установлены на куполах собора. Остальные поменьше. Наверх их поднимали по очереди с помощью вертолета и с ювелирной точностью ставили на прежние места. За установкой крестов наблюдала огромная толпа - жители и гости Петергофа. Люди радовались, кричали "ура!", поздравляли друг друга, надеясь, что совсем скоро собор восстановят. Вот только что будет в нем - музей или концертный зал? Или все-таки храм?

Несмотря на энтузиазм и надежду жителей, с окончанием Олимпиады работа снова остановилась. И снова из-за отсутствия финансирования. "Но ведь храм может погибнуть!" - возмущались горожане. Этот храм имел огромное значение для истории и культуры города, и его сохранение было важным для многих поколений.

Подобные ситуации, когда культурные объекты оказываются на грани уничтожения из-за финансовых проблем, требуют не только внимания общественности, но и активных действий со стороны государства и благотворителей. Ведь сохранение исторического наследия - это залог сохранения исторической памяти и культурного разнообразия.

Евгений Павлович Севастьянов, надорвав свое здоровье, бегая по инстанциям, стал главным сторонником создания общественной организации "Возрождение Петергофа", которую возглавила Е. Логунова. Он убеждал чиновников: "Если не можете спасти шедевр архитектуры - верните его русской церкви!". Верующие и неверующие добровольцы вносили денежные пожертвования, очищали территорию вокруг храма, убирали мусор, чистили, скребли...

Именно благодаря усилиям этой организации собор смог сохранить свою материальную жизнь. Сейчас в храме можно увидеть имена и фамилии всех, кто добровольно поддержал его. Однако, несмотря на все усилия, храм продолжал стоять в лесах еще долгие годы, пока не пришло время его восстановления и возвращения русской церкви.

В 1989 году мечта архитектора о восстановлении Петергофского храма сбылась после празднования 1000-летия крещения Руси. Этот знаковый момент открыл новую главу в истории реставрации собора, которую продолжило Ленинградское епархиальное управление. Однако, путь к восстановлению был долгим и сложным.

19 января 1990 года, после 55 лет молчания, под открытым небом состоялось первое богослужение в Петергофском храме, который не смог вместить всех желающих. Это событие стало символом возрождения духовной жизни в этом историческом месте. Однако, печальным фактом остается то, что искусствоведы Севастьянов и Филонов не дожили до дня освящения собора патриархом Алексием II в 1994 году.

В процессе реставрации собора встала задача установки новых колоколов, так как старые не сохранились. Первый набор колоколов был подарен церковной общиной Мариенбурга в 1990 году, что стало важным шагом к восстановлению звучания храма. Особую ценность приобрел подаренный собору колокол-дискант от бывшего директора Михайловского Пушкинского заповедника, почетного гражданина Петергофа Семена Степановича Гейченко. Эти дары стали символом поддержки и восстановления духовного наследия этого уникального места.

В 1993 году из Германии прибыли три стальных колокола, купленные супругами Бахман. Побывав однажды на экскурсии в Петергофе, они узнали о трудной судьбе собора и решили сделать подарок. Прислали колокола, изготовленные на знаменитом колокольном заводе Аахена. Самый большой из них - баритон, весит 1750 кг. Второй колокол - тенор, его вес 1100 кг. Третий - альт, весит 900 кг. Голоса колоколов были подобраны по звукам песни "Дубинушка" и слышны очень далеко...

Елена Логунова отметила, что Гейченко, будучи земляком, всегда гордился своим родным Петергофом. Он не только здесь родился и работал, но и ушел на фронт, но всегда возвращался к мысли о своем родном городе.

Колокола, привезенные из Германии, стали не только символом щедрости и доброты супругов Бахман, но и важной частью истории Петергофа. Их звуки наполняют воздух мелодией, которая напоминает о важности культурного наследия и дружбы между народами.

Таким образом, история колоколов из Германии и воспоминания о Гейченко показывают, как важно сохранять связь с родным местом и поддерживать культурное наследие для будущих поколений.

Внутренний дворик собора был утопал в зелени и цветах, создавая атмосферу умиротворения и покоя. Я пристально рассматривала каждый уголок этого места, пока не решила войти в собор. И вот наступило время, когда в собор можно свободно войти с удивительно красивого, просто сказочного крыльца. Что я и сделала.

Внутри храма царила особая атмосфера тишины и святости. Внешне храм величав, но внутри кажется небольшим, уютным. Утренняя служба уже закончилась, прихожан не было. Только батюшка в парчовом одеянии стоял возле иконостаса.

"Вас можно поздравить? - спросила его. - Реставрация, наконец-то, закончилась?" "Рано поздравляете. Работы еще так много! Удивляюсь, как храм выстоял" - ответил он. И предложил подняться на смотровую площадку.

Поднявшись на смотровую площадку, открывался потрясающий вид на город, окруженный зелеными насаждениями. Свежий ветерок приятно охлаждал лицо, а красота окружающего пейзажа наполняла сердце восторгом.

Петергофский собор, великолепное творение архитектора Султанова, восхищает своей красотой и величием. Внутри собора возвышается винтовая лестница, по которой я поднялась, преодолевая 143 ступеньки, согласно совету батюшки. С высоты собора открывается потрясающий вид на Кронштадт, Финский залив и Васильевский остров Санкт-Петербурга. Этот вид захватывает дух и наполняет сердце восторгом.

Архитектор Султанов стремился сделать площадку собора доступной для всех желающих насладиться этой красотой. Его творческий путь завершился созданием Петергофского собора, который стал своеобразной лебединой песней зодчего. Несмотря на то, что Султанов ушел из жизни на чужбине в 1908 году и покоится в Висбадене, его наследие продолжает вдохновлять всех, кто ценит истинное искусство. Посещение этого собора - настоящее погружение в историю и красоту русской архитектуры.

Эксперты по реставрации зданий отмечают, что восстановление Петергофского собора стало одним из самых значимых проектов в истории реставрационных работ в Санкт-Петербурге. Средства на проект были выделены десять лет назад из бюджета города, что позволило начать работы по восстановлению и сохранению этого исторического памятника.

Качество проводимых работ настолько высоко, что процесс реставрации собора не ограничивается формальными процедурами, а включает в себя глубокое изучение и восстановление каждой детали здания. Экспертная команда работает поэтапно, уделяя внимание каждой фазе проекта, чтобы сохранить аутентичность и красоту собора.

Сейчас фронт работ по восстановлению Петергофского собора огромен, но уже достигнуты значительные результаты. Благодаря усилиям специалистов и финансовой поддержке города, удалось восстановить значительную часть здания, вернув ему его прежнюю величественность. Планируется завершить реставрацию собора к 2026 году, чтобы он снова стал ярким символом культурного наследия Санкт-Петербурга.

Источник и фото - rg.ru